Yanta Yoga
Сортировано по
Последняя активность Популярно Самые новые публикации
мая 16
• Изменен (мая 18, 2024)

ОБСЛУЖИВАНИЕ vs СЛУЖЕНИЕ

Путь мастера — это тема моих изысканий, которую я сейчас исследую и освещаю на канале «Путь мастера» в Телеграм. Что именно отличает мастера от рядового специалиста и можно ли «дорасти» до мастера, развивая какие-то особенные качества, умения и навыки?

В этой статье я попробую развести понятия «служение» и «обслуживание» в контексте преподавания йоги, чтобы подсветить один из маркеров майндсета мастера. Буду рада продолжить обсуждение этой темы с вами в комментариях здесь или на канале «Путь мастера».

Служение — это такое отношение человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высокопродуктивно выполнять взятую на себя работу в соответствии с ценностями и этическими нормами выбранной профессии. При этом, человек, будучи экспертом в данной области, сам способен оценить, насколько качественно он выполнил свою работу.

Обслуживание — это такое отношение к своей деятельности, при котором главным критерием качества является высокая степень удовлетворенности клиента. То есть даже если специалист считает, что он выполнил свою работу хорошо и качественно, решающим будет мнение клиента.

Я заметила, что в сфере преподавания йоги часто происходит наложение этих понятий, что, среди прочего, может быть причиной пробуксовки для тех специалистов, которые застревают на определённом уровне дохода и не видят для себя возможностей для роста.

Когда я говорю про уровень дохода, я понимаю под этим не только конкретную сумму денег на счету, а определённую степень финансовой и профессиональной свободы, т.е. способность принимать смелые решения, создавать собственные методики, реализовывать свои продукты и т.п.

Поэтому я считаю важным разграничить эти понятия, чтобы раз и навсегда освободиться от надуманных обязательств перед своими клиентами — взрослыми и самостоятельными людьми, которые способны увидеть смыслы, которые вы вкладываете в свою работу, и по достоинству оценить ваш уровень профессионализма и мастерства, если, конечно, вы им обладаете.

Просто ответьте себе на вопрос: моя профессия — это СЛУЖЕНИЕ во имя высших идеалов и ценностей, ради которых я сам практикую йогу, или это ОБСЛУЖИВАНИЕ потребностей и запросов клиентов, которые исходят из своих ожиданий от занятий йогой?

Было бы логично предположить, что ответ и соответствующая стратегия мышления и поведения будет где-то посредине. Но я всё же склоняюсь к тому, что преподавание йоги относится к сфере образования, а не к сфере обслуживания.

То есть мы исходим из того, что клиент (ученик) хочет повышать уровень своей осведомленности относительно того, как он может следить за своим здоровьем, регулировать своё психоэмоциональное состояние, улучшать качество своей жизни и т.п., а преподаватель способен дать ему необходимую для решения его запроса систему знаний и инструментов.

Заметьте, не воспитывать и не выхаживать беспомощного клиента, оберегая его от всех жизненных невзгод и рисков, а создавать УСЛОВИЯ для его самостоятельного развития. Вот, в чём заключается прямая обязанность преподавателя.

Устанавливать отношения с клиентом по модели «взрослый - взрослый» — тоже, на мой взгляд, является зоной ответственности преподавателя.

Собственно, проблема заключается в том, что многие специалисты не чувствуют, не знают и всячески нарушают рамки этой модели. И вредят этим не только себе, но и коллегам, искажая представление неосведомлённых людей о том, в чём именно заключается роль преподавателя йоги.

Преподаватель — не психолог, не медсестра, не воспитатель детского сада, не сиделка, не мама и не врач. Это специалист, владеющий знаниями и навыками психофизической саморегуляции, а также технологиями обучения этим знаниям и навыкам. Как правило, такой специалист не ограничивается единожды приобретенными знаниями и когда-то сформированными навыками, а продолжает развиваться в парадигме тех идеалов, смыслов и ценностей, которым обучает других.

Преподаватели йоги, которые занимаются не служением, а обслуживанием, чаще других жалуются, что не могут бросить своих учеников, повысить цену на свои услуги, отказать кому-то в услуге и т.п. Что интересно и показательно, у таких преподавателей, как правило, сильны убеждения типа «в йоге денег не заработать» (без комментариев) и «люди приходят на йогу, чтобы расслабиться и потянуться и чтобы спина не болела, и им нет дела до более глубоких смыслов» — а вот в здесь мне видится ущемление потенциала клиентов, отсутствие веры в своих учеников, эдакая «инвалидизация» других через возвышение себя… Но это уже тема для другой статьи.

Ваши клиенты — не беспомощные создания, которых нужно за руку провести к результату, а взрослые люди, которые видят в йоге один из возможных способов для решения своего запроса и понимают ценность в приобретении специфичных знаний и навыков именно у вас. Поэтому вам не нужно прилагать никаких дополнительных усилий, чтобы как-то ещё угодить вашему клиенту помимо того, чтобы качественно и профессионально выполнить свою работу. С полным вниманием и искренней заинтересованностью в том, чтобы клиент получил свой результат.

Если же вы видите в клиентах детей, т.е. размышляете и действуете в парадигме «взрослый — ребёнок», вы САМИ своим собственным отношением разрешаете им вести себя соответсвующим образом: капризничать, жаловаться, опаздывать, пропускать занятия и диктовать вам своим условия: когда им удобнее заниматься, как часто и за какую стоимость.

До тех пор пока вы будете относиться к своим ученикам как к беспомощным созданиям, которые сами не могут себя мотивировать, дисциплинировать, собрать, отстроить и т.п., вы (а) обесцениваете свой потенциал как преподавателя, выбирая роль и уровень дохода сиделки, (б) обесцениваете потенциал клиентов, которые способны на гораздо больший результат, если, конечно, вы передадите им ответственность за него.

Только взаимодействие по модели «взрослый-взрослый» позволяет установить партнёрские отношения между преподавателем и учеником. И только на этой базе можно уверено и свободно повышать цену по мере расширения и усиления вашей экспертности и спокойно оговаривать комфортные для вас условия вашего взаимодействия. Например, не смогу к вам приезжать, но могу вести онлайн; могу только в это время и только 1 раз в неделю, в остальное время — пожалуйста, занимайтесь по видеоурокам у меня в клубе и т.п. Подобный разговор всегда важно вести не из страха остаться без клиентов, а из стремления наращивать, а не истощать свой ресурс как мастера.

Когда вы знаете свои сильные стороны, имеете чёткую специализацию (т.е. ведёте йогу не для всех, а для решения конкретных запросов, в специфичной стилистике, и/или для строго определенного уровня подготовки) и понимаете, к какому результату вы можете привести клиента, к вам будут приходить именно за этим результатом. И уже не просто как к специалисту, а как к мастеру, который занимается служением, поддерживая и продолжая и развивая ту или иную традицию, методику и систему ценностей.

2
мая 29
• Изменен (мая 29, 2024)

СТРАХ ПОТЕРЯТЬ КЛИЕНТОВ

Пожалуй, это самый распространённый страх у преподавателей йоги. Впрочем, как и у всех, кто работает на себя. Как следствие, специалисты боятся повышать цену на свои услуги, уходить с насиженного места в студии, переезжать в другой город и т.д. Аргументы, которые звучат и поддерживают этот страх: мои клиенты мне дороги, как же они без меня справятся, мы уже столько лет вместе и т.п.

Здесь я бы снова рекомендовала пересмотреть своё отношение к профессии: вы занимаетесь служением и ведёте за собой взрослых людей с потребностью к саморазвитию или обслуживанием ни к чему не способных без вас детей? Обесценивание потенциала своих клиентов, которые, возможно, хотят и готовы платить больше за более значимый для них результат — это тоже важная тема. И я начала раскрывать её в предыдущем посте. Но сегодня поговорим о другом.

Один из ключевых метанавыков, который важно сформировать на пути духовного развития, — это умение отпускать, т.е. иметь дело с потерями, которые неизбежно происходят и являются частью жизни. Именно это умение, сопряжённое с пониманием того, что у всего есть НАЧАЛО и КОНЕЦ, освобождает от многих страданий, включая самый страшный страх — страх смерти. К этому пониманию можно прийти через медитацию, уединяясь в горных ретритах, а можно — через служение людям в мирской жизни.

Когда я сознательно выбираю пройти через страх потери, доверяя, что это смелое решение обязательно меня куда-то выведет, я освобождаюсь не только от страха как такового, но и от многих других ограничивающих убеждений, сдерживающих мой духовный рост.

А теперь давайте начистоту. Преподавание йоги ≠ ваша практика. Тот факт, что вы выбрали эту профессию и сделали её делом вашей жизни никаким образом не продвигает вас как практикующего.

Как и освоенные вами сложные асаны. Имеется в виду сам ФАКТ их освоения. В то время как ПУТЬ освоения сложных форм, как правило, сопряжен с большим количеством смелых решений, неочевидных выборов и даже травм, через которые вы учились, “обсознавались” и прорастали уже в новом качестве. Поэтому он (путь) и имеет такую ценность в контексте саморазвития.

По аналогии, сам ФАКТ того, что вы являетесь преподавателем йоги ещё ничего не говорит о вашем духовном росте. И если ваш ПУТЬ в профессии не сопряжен с потерями, трансформациями и с отмиранием какой-то части себя, которая продолжает цепляться за те или иные убеждения, места, проекты и т.п., это значит, что ваша личная практика ограничивается рамками вашего коврика и никак не распространяется на вашу жизнь.

И вот здесь мне видится ещё больший внутренний конфликт, который приносит немало страданий многим преподавателям йоги: несоответствие того, чему я учу (т.е. каким идеалам и ценностям служу), и тому, как я сам проживаю свою жизнь.

Почему нам хочется находиться в поле сильных мастеров, которые проводят много времени в ретритах? Потому что они свободны от этого страха и во многом ПО ЭТОМУ пропускают через себя большое количество людей, т.к. совершенно не беспокоятся о том, что к ним никто не придёт после 3 месяцев отсутствия в городе. Поскольку держат фокус внимания не на этом страхе, а на углублении своей практики и на совершенствовании своего мастерства.

Освобождаясь от страхов и других гнетущих ум демонов, мы высвобождаем огромный потенциал и таким образом наращиваем свою пропускную способность: ресурсную, экспертную и финансовую. Это значит, что мы можем пропускать через себя больше людей, помогать им приходить к более значимым результатам и, как следствие, брать больше денег за свой вклад в мир.

И да, вы можете уехать в такой ретрит, если у вас нет мирских обязательств перед близкими или обществом в целом, чтобы разобраться со своими страхами и освободиться от большего количества страданий, причиной которых является наш собственный ум. А можете принять ещё более смелое решение и начать практиковать не-привязанность в контексте своей профессиональной деятельности.

Ценность такой практики невозможно передать словами. Её преимущества не описать людям, которые застряли в статичной картинке реальности, сформированной рептильным мозгом, который стремится к стабильности и безопасности. Как правило, застревание на этом этапе сопровождается зависимостью от мнения других: а что обо мне подумают, если я подниму цену и/или решу представить миру свой новый продукт?

Очевидно, что людям в такой парадигме мышления крайне трудно распаковать в себе творца, т.к. у них всё ещё преобладают стратегии жертвы и героя-борца. А людям, которые вышли из этой парадигмы, крайне трудно подсветить ценность такой распаковки.

Но я всё же попробую.

Если я иду в страх расставания, отпускания и потери, т.е. если я допускаю и спокойно принимаю, что всему есть КОНЕЦ, я обретаю что-то гораздо более значимое. Я обретаю свободу быть НАЧАЛОМ чего-то нового. Я обретаю свободу быть ТВОРЦОМ.

4